Плейсмейкинг
Плейсмейкинг (placemaking, от английского «place» — «место») — это концепция и разносторонний подход к обустройству мест общественного пользования, облагораживанию и снабжению их достопримечательностями и брендами, а также подход к управлению, дизайну и смене имиджа этих мест.
Основная идея плейсмейкинга заключается в том, что если усилия общества будут направлены на улучшение общественных пространств, то это сразу же повысит качество жизни всех членов общества. Концепция подразумевает, что общественные пространства города принадлежат его жителям — если не юридически, то, по крайней мере, психологически.
Некоторые города в ходе плейсмейкинга создают собственные бренды
Плейсмейкинг охватывает многие страны мира, но наибольшую популярность эта концепция приобрела в США и Европе.
История
Концепция плейсмейкинга уходит корнями
Термин «плейсмейкинг» появился
Проведение уличных фестивалей и праздников — тоже часть плейсмейкинга
В 1975 году Уильям Уайт и его ученик Фред Кент основали в США неправительственную организацию Project for Public Spaces (PPS), которая и по сей день пропагандирует обустройство мест общественного пользования. В частности, организация занималась облагораживанием
Общественное место
К общественным местам относятся парки, площади, набережные — то есть места, открытые и доступные для всех.
Как сказано в «Хартии общественного пространства», принятой в 2014 году
На одной из улиц Чикаго оборудовано место для отдыха горожан
Основные характеристики идеального общественного места:
- открытость (большое количество женщин, детей и пожилых людей, социальные связи, добровольческие инициативы, вечернее использование, оживленная уличная жизнь);
- разнообразие видов использования (местный бизнес, землепользование, розничные продажи, сдача в аренду);
- комфорт (гигиеничность, сохранность застройки, хорошая экология, низкая преступность);
- доступность (наличие парковки, общественного транспорта, пешеходных дорожек).
Принципы плейсмейкинга
Компания PPS разработала 11 принципов плейсмейкинга:
- Исходить из нужд пользователей. Видение того, каким должно стать общественное место. Такие места принадлежат людям, которые ими пользуются. Именно они лучше всего понимают, какие нужны преобразования. При этом нужно ориентироваться на широкий круг пользователей. Обустройство общественного места направлено на удовлетворение потребностей не одной, а нескольких групп населения.
- Создавать место, а не дизайн места.
- Налаживать партнерство с частными инвесторами. Финансирование проектов по обустройству общественных мест производится из нескольких источников: из бюджета местного муниципалитета, из аренды близлежащих кафе и ресторанов, из доходов от праздников и пожертвований, а также из карманов частных инвесторов. Последние играют большу́ю роль.
- Наблюдать за тем, как люди используют общественные места и в чем нуждаются.
- Иметь представление о том, как должно выглядеть общественное место, и создавать его имидж.
- Начинать с малого. Для начала работы над облагораживанием общественного места достаточно малого: цветов, скамеек, кафе на открытом воздухе, дорожек.
- Предоставлять группы связанных услуг. Пример: только одна остановка общественного транспорта приносит меньше пользы, чем остановка в сочетании с урной и киоском. В плейсмейкинге важно сделать общественное место таким, чтобы оно побуждало к общению людей, не знакомых между собой.
- Уметь обходить преграды и находить нужные решения.
- Понимать, что содержание важнее формы.
- Понимать, что деньги — не проблема. Расходы на облагораживание мест общественного пользования не так велики, как последующая выгода.
- Осознавать, что процесс плейсмейкинга бесконечен. Обустройство общественного места не прекращается, поэтому важно организовать грамотное управление.
Преобразование района может начаться с появления небольшой, но интересной достопримечательности
Плюсы плейсмейкинга
Облагораживание мест общественного пользования имеет много плюсов, среди которых:
- рост цен на коммерческую и жилую недвижимость в округе (в некоторых случаях офисы дорожают
до 5–8%, жилье — до 700 – 3 000 долл.); - экономический рост (обустроенные общественные пространства становятся катализаторами частных инвестиций и привлекают предпринимателей);
- улучшение экологии (плейсмейкинг делает город более удобным для пешеходов и велосипедистов, в результате чего меньше людей пользуются автомобилями, и, как следствие, меньше загрязняется воздух).
Облагороженные общественные места привлекают больше отдыхающих и, как следствие, больше владельцев бизнеса
Рассказывает Георгий Качмазов, руководитель .com: «Один раз наш клиент хотел снять помещение
Примеры плейсмейкинга
Великобритания
В Лондоне земля во многих районах принадлежит старым аристократическим семьям — Кадоганам, Гровенорам, Портманам и другим. Землей распоряжаются компании, принадлежащие этим семьям. И плейсмейкингом тоже, соответственно, нередко занимаются эти компании. Так, в ближайшие пять лет компания Portman, управляющая недвижимостью Портманов, планирует потратить на реставрацию своих владений 150 млн фунтов стерлингов, De Walden Уолденских Говардов инвестирует 200 млн, Cadogan Estate Кадоганов только на обустройство
Трафальгарская площадь в Лондоне
De Walden планирует плейсмейкинг
Одна из идей плейсмейкинга — сделать город более удобным для людей, а не для машин. Например, в Лондоне одна сторона Трафальгарской площади была отдана пешеходам. В результате, площадь стала еще более популярным центром стечения туристов и вечерней жизни.
США
Плейсмейкинг — это не обязательно
Например,
Брайант-парк на Манхэттене
Похожие примеры можно найти и в других американских городах. Например, на одной из улиц Бостона, рядом с выставочным центром, оборудовали игровую площадку для взрослых. Люди приходят сюда встречаться, беседовать, слушать музыку и качаться на качелях, как в детстве.
Франция
В последние годы Париж был значительно облагорожен для удобства пешеходов и велосипедистов. Уже сейчас менее половины парижский семей владеют автомобилями, и даже, те, у кого есть машины, пользуются ими гораздо реже, чем жители других городов.
Городское пространство постоянно продолжает преобразовываться для удобства людей. Например, часть площади Республики была отдана в распоряжение пешеходов. Власти вдохновились идеей аналогичного переустройства Трафальгарской площади в Лондоне.
Многие места в Париже оборудованы стоянками Vélib
С 2002 года был изменен дизайн многих улиц: на дорогах были выделены отдельные полосы для автобусов, были созданы более 600 км велосипедных дорожек. Каждое лето берега Сены закрываются для автомобилей. Около 5 тыс. тонн песка были завезены, чтобы обустроить пляжи с зонтиками посреди города. В 2007 году была введена программа аренды велосипедов Vélib, которая сегодня насчитывает четверть миллиона подписчиков; каждый день в ее рамках совершается примерно 100 тыс. поездок.
Власти также высказывали идеи о введении аналогичной Vélib программы аренды скутеров, о редизайне площадей Нации, Монпарнас, Бастилии,
Россия
Плейсмейкинг охватывает не только Европу и США, но и крупные города России. В частности, в Москве в 2014 году претерпели большие преобразования улицы Пятницкая, Покровка и Маросейка. Улицы были реконструированы, тротуары расширены, фасады отремонтированы.
«Была существенно увеличена пешеходная зона, сделаны велодорожки, заменены уличные фонари, установлены красивые скамейки, переделаны фасады домов и вывески, убраны все
Улица Пятницкая в Москве
Еще один пример плейсмейкинга в Москве — преобразование ЦПКиО им. Горького. «Изменения значительные, и проводятся они каждый год. Парк всё время модернизируется и собирает сейчас значительную бо́льшую аудиторию, нежели это было несколько лет назад. Плюс — пешеходная зона, организованная вдоль
Юлия Кожевникова, Tranio.com
Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю
- Золотая виза ОАЭ: что даёт, как получить в Дубае в 2024 году
- Гражданство Турции за инвестиции в недвижимость для россиян в 2024 году
- Резидентская виза в Дубае, ОАЭ: как получить, что даёт в 2024 году
- ВНЖ в Турции при покупке недвижимости в 2024 году
- Как получить ПМЖ на Кипре при покупке недвижимости в 2024 году
Продажа жилья в Марбелье, Испания
Покупка недвижимости в Барселоне
Продажа жилья на Мадейре, Португалия
Инвестиции в недвижимость на Бали в 2024 году
1,5 месяца до возможного закрытия программы «золотой визы» в Испании
Как открыть банковский счёт россиянину в Турции в 2024 году
Быстрее, выше, сильнее: спрос на недвижимость Дубая в октябре 2024 года
Место под солнцем: почему россияне массово инвестируют в кипрскую недвижимость в 2024 году