Недвижимость за рубежом
Статьи

Почему так сложно построить хороший офис?

760 просмотров · Обновлено

Какие офисы нужны современным компаниям? Тип современного офисного здания сложился в начале XX века и с тех пор существенных изменений не претерпел. Современный же бизнес ушел далеко вперед и сейчас имеет мало общего с компаниями времен расцвета индустриальной эпохи.

Получается какое-то несоответствие: компании изменились, а помещения, где они находятся, — нет. Магазины, например, изменились очень сильно, сейчас в них продают не столько вещи, сколько атмосферу и настроение. Одним из первых проектов, где была реализована эта идея, стал бутик Prada в Нью-Йорке. Когда Prada в 1999 году заказала Рему Колхасу (OMA) спроектировать новый бутик на Бродвее, он, прежде чем приступить к проектированию, провел исследование новых трендов в этой области. Вместе со студентами Гарварда он разработал новую концепцию бутика.

Главная ее идея: бутик — это не магазин, это выставочный зал, общественное пространство, место, где просто приятно провести время. Люди должны приходить сюда не за покупками, а за атмосферой. На основе этой идеи был сделан дизайн бутика New York's Prada Epicenter. В 2001 он стал сенсацией, о которой написали все журналы. Несмотря на огромный бюджет этого проекта (больше 18 тыс. долл./м²), он оказался коммерчески успешным и позволил Prada заметно улучшить финансовые показатели. Потом тот же подход переняли и другие дорогие бренды. А сейчас так продают даже продукты в «Цветном».

Сложилась странная ситуация: магазины, музеи и даже жилье становятся совершенно другими, а офисные здания — это все те же стеклянные коробки, что и 70 лет назад. Иногда их скругляют или изгибают разными способами, но суть от этого не меняется.

Современные компании меняются очень быстро, появляются совершенно новые отрасли и виды бизнеса, но почему-то это почти не влияет на архитектуру зданий, в которых они находятся. Конечно, есть офисы «Яндекса» или Google, где сотрудники могут лежать в гамаках и проводить встречи, сидя на ковре, но это единичные примеры.

Обычно, приступая к созданию нового офиса, руководители компании обсуждают с архитекторами цветовую гамму, стиль дизайна (современный или классический), бюджет, материалы и прочее. Редко кто понимает, что это все — второстепенные вещи. Это следствия, которые должны органично вытекать из целей и задач компании, из той атмосферы, которую нужно создать для эффективной работы.

Офис — это среда, где происходит вся жизнь компании, и от того, как он устроен, зависит очень многое. Пространство может стимулировать разные типы поведения. В офисах «Яндекса» и Google работают творческие люди, которые должны рождать новые идеи. Чтобы собрать их, и чтобы им нравилось приходить на работу, общаться и совместно трудиться (и часто гораздо больше, чем положено по контракту), нужны большие и неформальные пространства. Для юридической фирмы нужны комфортные кабинеты и переговорные комнаты с хорошей звукоизоляцией, а для стартапа идеальным офисом может оказаться переделанный цех бывшего завода.

Когда я проектировал интерьер школы «Сколково», мы в первую очередь прояснили цели, которые стоят перед учреждением. Главная — создать среду, где разные люди будут общаться друг с другом и генерировать новые идеи. Исходя из этого был спроектирован интерьер, который должен стимулировать людей перемещаться по офису, общаться и в процессе этого общения решать текущие задачи. То есть дизайн определяется не столько функцией (сколько и каких сотрудников нужно комфортно разместить на данной площади), сколько атмосферой и стилем работы, которые должны быть в компании.

В России это часто недооценивают. Когда смотришь на здание Моспроекта, сложно представить, что в нем могут работать креативные люди, и если вдруг его руководители захотят собрать творческую команду, им придется потратить невероятные усилия, предложить огромные зарплаты и это все равно вряд ли поможет. На мой взгляд, это одна из причин, почему здания, спроектированные в Моспроекте, часто так жутко выглядят. Если сопоставить здание Моспроекта с офисом Рензо Пьяно (автор центра Помпиду в Париже) и сравнить проекты, которые были созданы в них, станет ясно, насколько сильно атмосфера рабочего места влияет на результат работы.

Даже в школе «Сколково» концепцию «пространства для общения» удалось реализовать далеко не во всех помещениях. Та часть здания, которая изначально планировалась для офисов сотрудников, была построена так, что кроме коридорной системы там ничего нельзя было сделать. Ее удалось слегка гармонизировать и «развеселить», но это были лишь косметические меры. К счастью, офисных помещений не хватило — в процессе согласований срезали несколько этажей,— и было решено переделать в офис теннисный корт. В этом пространстве и получилось сделать подходящие помещение для инновационной бизнес-школы.

Другая задача стоящая при создании офиса, — это брендинг компании. Офис — это послание окружающему миру о том, кто вы и кем хотите быть.

Когда у «Вымпелкома» появился новый слоган «Живи на яркой стороне», сразу пришлось поменять офис. Компания с таким девизом не может находиться в старом панельном здании с длинными коридорами и маленькими комнатками. Apple, руководствуясь той же логикой, планирует построить новое здание в Купертино. Оно похоже то ли на бублик, то ли на колесико от айпода, но точно не на стандартный офис. Сразу ясно, что здесь планируют создавать новые и необычные вещи.

И, наконец, третий важный вопрос — что будет с компанией в будущем. Планирует ли она развиваться и меняться? Офис может стать инструментом для проведения изменений, а может, наоборот, сильно усложнить их. Большинство крупных корпораций совершают одну и ту же ошибку: строят за громадные деньги новые красивые здания, не задумываясь о том, что сами загоняют себя в определенные рамки.

С этой точки зрения у нового офиса Apple есть существенный недостаток — он сделан для компании, которая существует сейчас. Какой будет IT-индустрия через 10–15 лет и какое место в ней будет занимать Apple, думаю никто не возьмется предсказать.

Офис Microsoft в Редмонде устроен гораздо более гибко — это комплекс из относительно небольших зданий, при необходимости всегда можно переоборудовать некоторые из них или построить новые. В иннограде Сколково выбрали такой же подход. В финал конкурса на генплан иннограда вышли два проекта: Рема Колхаса и французского бюро AREP. Колхас предлагал построить гигантские и очень эффектные мегаструктуры. Внешне они могли бы стать символом всего инновационного в России, но использовать их было бы проблематично. Конкурс выиграл проект AREP. Они предложили максимально гибкую схему из большого количества средних и небольших зданий.

Предсказывать будущее — неблагодарное занятие, а если предсказания ложатся в основу больших инвестиций, это еще и огромный риск. Поэтому современный офис должен быть максимально гибким пространством. Такой гибкостью обладают старые заводы: они состоят из отдельных относительно небольших корпусов, каждый из которых можно легко реконструировать, сделать галерею, магазин, офис или даже жилье. А современные офисные центры ее совершенно лишены. Сложно представить, как можно будет переделать, например, «Москва-Сити».

В ближайшем будущем нас ждет радикальное переосмысление офисных пространств. Они изменятся вслед за остальными областями жизни. Офис перестает быть местом только для работы, он становится средой обитания. Кроме того, это послание от вас окружающим, инструмент развития бизнеса — и что-то еще, о чем мы пока и не догадываемся.

По материалам Abafim

Поделитесь статьей
Подписывайтесь на наши каналы
Мы публикуем инвестиционные лайфхаки, новости рынка и анонсируем новые проекты.
Получайте свежие статьи по почте

Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю

Подписаться
    Я согласен с правилами обработки персональных данных и политикой конфиденциальности Tranio
    Готово!

    Менеджеры Tranio расскажут о недвижимости за рубежом
    Марина Филичкина
    Марина Филичкина
    Руководитель отдела продаж Tranio Таиланд, Европа
    8 (800) 333-10-85
    • Комиссия Tranio — 0 %
    • Помощь с ВНЖ
    • Беспроцентная рассрочка