Недвижимость за рубежом
Статьи

Проект «Эдем» — ботанический сад нового поколения

3 969 просмотров · Обновлено

Колосс на глиняном фундаменте

А земля эта оказалась не самым простым плацдармом для воссоздания райских кущ. Проект покоится на месте старого глиняного карьера глубиной 60 метров: если на дно котлована поставить колонну Нельсона, треуголка адмирала не покажется на поверхности. Масштабная стройка охватила территорию в 25 гектаров — это 35 полей стадиона Уэмбли. Широкий простор для фантазии ограничивали несколько задач технического характера.

Первая проблема в том, что на дне отсутствовала плодородная почва: для решения сюда доставили 2 млн тонн компоста. Вторая проблема — высокая вероятность затопления. В Корнуолле бывает около трехсот дождливых дней в году, и строительство велось в условиях риска всепроектного потопа. Теперь в «Эдеме» налажена система водоотвода. Третья проблема — старый карьер был градообразующим предприятием. По мере проектирования продолжалась добыча каолина, и ландшафт будущего строительства постоянно изменялся. К тому же для жителей городков Сент-Остелл и Сент-Блейзи разработка была практически единственным источником дохода.

Библиограф Владимир Борисов однажды отметил, что те, кто готовы устроить рай на земле, многих загоняют в ад. И будто в соответствии с этим высказыванием сложилась судьба потомственного гончара Доминика Блэкуэлла. «Наша фамильная династия умерла из-за того, что каким-то архитекторам захотелось порисоваться на публике и отгрохать эту теплицу»,— сетует мастер. Раньше его посуда продавалась по всей Англии, даже лондонские магазины иногда давали заказы. Чайники и горшки из белой глины, добытой в карьере, хорошо держали тепло, хотя были тонкими, легкими и изящными. Высокое искусство требует жертв, и иногда на закланье отдается другое искусство.

Чудеса в гексагональном решете

Главный архитектор «Эдема» Николас Гримшоу первоначально заложил в основу сооружения конструкцию цилиндрической формы, подобную придуманной им для международного терминала Ватерлоо. Однако, пока Смит изыскивал средства, у команды проектировщиков было время тщательно взвесить все за и против. Чтобы свести на нет сложность перерасчетов конструкции при очередном углублении одного из склонов карьера, эксплуатация которого продолжалась, решили возводить «Эдем» в виде ряда геодезических куполов, круглых в основании.

Все расчеты поручили компьютерам. Необычность алгоритма состояла в том, что учесть нужно было не только расположение сооружения, традиционные нагрузки и плотность грунта, но и скольжение солнечных лучей по поверхности оранжереи. Дело в том, что под куполами решили воссоздать флору различных климатических поясов, а потому температура должна различаться от сферы к сфере и меняться в соответствии со строго установленными закономерностями в течение суток. При этом желательно, чтобы комплекс в целом расходовал как можно меньше электроэнергии. Когда задача о размещении биомов была решена, занялись расчетами купольных сеток.

Концептуально купол «Эдема» — это сферическое сооружение на основе металлической рамы. Четыре сочлененных купола образуют биом — территорию с постоянным климатом. Размер и расположение каждого из фрагментов каркаса были вычислены с точностью до миллиметра. Конструкция состоит не только из шестиугольников, как это может показаться на первый взгляд. В тех местах, где купола опираются на грунт или соединяются между собой, встречаются и элементы иной формы: треугольники и пятиугольники. Всего 830 рам, набранных из трубок диаметром в 20 сантиметров, среди которых 625 — шестиугольники. Почему 625 рам — 75% от общего числа — именно гексагоны? Все дело в том, что это наиболее разумная модель разбиения любой пространственной поверхности. «Шестиугольник снова и снова появляется в природе,— говорит Эндрю Уолли, один из партнеров Гримшоу.— Подумайте о глазах мухи или пчелиных сотах. Это наиболее эффективная форма». Самый большой из них насчитывает 11 метров в поперечнике, то есть площадь его составляет почти 80 м². На таком участке нетрудно припарковать два лондонских даблдекера с парой кэбов или выстроить табун лошадей, принадлежащий средней руки рыцарю Круглого стола.

Каждая ячейка-гексагон трехслойна. Между слоями закачен воздух, поэтому любое такое «окно» представляет собой линзу двухметровой толщины. Автоматика приспускает или поднакачивает купол для поддержки оптимального климата в оранжерее с учетом времени суток и сезона. Это возможно благодаря тому, что стекло, которое покрывало оранжерею в первоначальном проекте, было заменено на прозрачную фольгу из особого полимера, который обладает массой преимуществ. Он, в отличие от стекла, прекрасно пропускает ультрафиолет, необходимый растениям, вдвое меньше стоит, в сто раз меньше весит и очень эластичен. Через 25 лет службы пленка толщиной в человеческий волос распадается, не нанеся вреда экологии. При выборе этого материала предполагалось, что за четверть века появится еще более технологичный. Поживем — увидим.

Базовую концепцию проекта предложил еще в конце сороковых годов XX века Ричард Бакминстер Фуллер, архитектор-самоучка, ставший одним из главных новаторов столетия в области строительства. Однажды он задался вопросом о том, что могут сделать люди без крупных капиталов и высоких ученых степеней для увеличения шансов человечества на выживание. Эксперимент своей жизни Фуллер начал в 32 года, на тот момент у него даже не было высшего образования. Результатом стали 28 книг, 25 патентов и 47 премий в различных областях человеческой деятельности. Его главное детище — геодезические купола, которых в «Эдеме» сейчас восемь, стали решением задачи о возведении максимально вместительного и прочного сооружения при использовании минимального количества материалов.

Проект Гримшоу — колоссальное тому подтверждение. Он построен всего за 18 месяцев, причем конструкция из 14 000 трубчатых элементов общей длинной 36 километров собиралась вручную. Сооружение всего на четверть превосходит по массе вмещаемый ею воздух, но достаточно прочно, чтобы, не дрогнув, выдержать приемочные испытания: к купольному потолку подвесили резервуар с водой общей массой 150 тонн.

Отдельного упоминания заслуживает система поддержки постоянства внутреннего климата. Тропический биом с габаритами 240 × 110 × 55 м стал самой вместительной оранжереей мира. Под его куполами разместились бы лондонский Тауэр и Букингемский дворец. В полном соответствии с названием, биом воссоздает тропический климат: здесь душно, влажно и жарко. Температура поддерживается на уровне 28 °C. Если термодатчики зафиксируют большее значение, откроются автоматические окна, но как только температура станет ниже — окна захлопнутся. Откажи эта система хотя бы на сутки, и биом погибнет. Кроме того, система регулярно увлажняет или дренирует почву, в зависимости от ее состояния, а также моделирует ветры, характерные для тропиков.

За восемью куполами

В летопись мировой архитектуры Англия вписала две крупные главы. Первая — иррегулярный ландшафтный парк, который сложился здесь в XVIII веке в противоположность французскому барочному регулярному. Вторая — связанный с политикой принца Чарльза английский хай-тек 80-х годов XX столетия. Этим двум архитектурным направлениям суждено было слиться воедино, и теперь здесь есть проект «Эдем» — английский ландшафтный хай-тек, вобравший в себя и идею о высочайшей роли природы в искусстве, и последние технологические достижения. И именно в Англии зародился и формируется на стадии написания манифестов, новый архитектурный стиль — био-тек.

Одним из канонов стиля станет использование экологичных технологий. Так, электроэнергия, необходимая «Эдему», вырабатывается ветрогенераторами, а вода для большей части нужд проекта берется из специального дождевого коллектора в центре комплекса.

Главными же экспонатами этого зеленого музея стали растения. Их здесь более 135 тыс. экземпляров, представляющих примерно 12 тыс. видов. Многие из экспонатов в природе находятся под угрозой исчезновения вследствие изменения людьми привычной среды обитания. Разделенные по климатической зоне произрастания, они могут находиться в одном из двух купольных биомов: тропическом или средиземноморском,— или в раскинувшемся под открытым небом биоме средней полосы. Готовится к открытию еще один биом, воссоздающий флору засушливой зоны. Но, по словам Эндрю Джаспера, научного руководителя проекта, «Эдем» — это «не Диснейленд с георгинами». И вовсе не экзотика становится решающим фактором при выборе очередного саженца. Рядом с каждой группой растений — табличка с названием и перечнем способов его применения в быту. Сизалевую агаву используют для корма пчел и синтеза гормональных препаратов; из сока драцен получают лак для металлов и краски для тканей, а самим соком подкрашивают вина; из плодов калебасового дерева создают посуду для традиционных напитков или музыкальные инструменты. Что-то используют в парфюмерии, что-то в агрохимии, чем-то мы просто питаемся или кормим скот. А рядом с некоторыми растениями сложены материальные подтверждения их полезности, например, штабель шин под каучуковым деревом.

«Эдем» изобилует символическими скульптурными композициями экологической тематики. Так, инсталляция «Семья за обедом» наглядно демонстрирует жизнь человека без растений: люди сидят за столом без одежды, а их тарелки пусты. Нашлось место и для изваяния в стиле киберпанк. Это любимец публики — 7-метровый гуманоидный робот по имени WEEE Man (аббревиатура от «Waste Electrical and Electronic Equipment»). Скульптура набрана из отслужившей электроники, чья общая масса — 3,3 тонны — равна средней массе электроприборов, выбрасываемых за все средние 77 лет жизни средним гражданином Великобритании, которому на момент строительства фигуры исполнился 21 год. Перед установкой в саду гигант успел объехать всю Европу: так его создатели Хью Ноулз и Марк Фримэнтл хотели привлечь внимание общественности к проблемам экологии. На табличке с подписью — любопытная статистика с весовыми эквивалентами: за год британец выбрасывает 160 мобильных телефонов, весь туманный Альбион — 81 крейсер типа «Белфаст», Европа — 590 Тауэрских мостов со всеми башнями и пешеходными галереями. Авторы утверждают, что если сделать аналогичную композицию с пересчетом на европейца, родившегося в 2003 году, то новый WEEE Man «поправится» в 2,5 раза…

Кроме прогулок по тропам сада можно совершить экскурсию к платформе, закрепленной под куполом тропического биома, и обозреть рай с высоты птичьего полета, а если повезет — подняться на воздушном шаре, наполненном гелием. Есть пять кафе, в которых столы сервируют только экологичной перерабатываемой посудой, а остатки еды становятся компостом для выращивания новых чудес земной флоры. Многое из того, что подадут здесь, выращено в самом «Эдеме». При этом яблоки можно есть без страха быть изгнанным.

Как произвести эффект «Эдема»

Министр культуры, средств массовой информации и спорта Великобритании Тесса Джоуэлл сказала о проекте: «Вне всякого сомнения, это одно из наших национальных сокровищ»,— что верно даже с прагматической точки зрения. Чудо скачкообразного экономического роста региона после того, как в нем появляется знаковое место, даже получило в науке особое имя — эффект «Эдема».

«Когда „Эдем“ открылся, мы планировали, что ежегодно к нам будут приезжать 750 – 1 000 человек, но в первый же год мы приняли более 2 миллионов посетителей. В общем, нам больше и не нужно. Сегодня это максимум, ведь если туристов станет больше, то нам будет трудно вести дело так же хорошо»,— рассказывает Джордж Элворси, управляющий проекта. К своему пятилетию сад принял 7,5 млн человек и занял пятую позицию в рейтинге самых прибыльных достопримечательностей Великобритании, уступив только колесу обозрения «Лондонский глаз», Тауэру, садам Кью и Эдинбургскому замку.

Не удивительно, что в течение первых пяти лет после открытия «Эдем» принес Корнуоллу и Великобритании более 730 млн фунтов стерлингов, а потрачено на него было 133 млн. Вот и появились изыскания экономистов, пытающихся понять причины этого явления и научиться использовать эффект в других проектах. А может все проще? Может человек начинает осознавать свое несовершенство и стремится попасть туда, где могут объяснить как сделаться лучше?

Успех «Эдема» был предопределен. Работа большого количества талантливых людей, затрагивающая волнующие человечество проблемы, просто не могла остаться незамеченной. Люди со всего света летят сюда, чтобы познать красоту райских кущ. И, заполняя анкету по завершению экскурсии, 97% посетителей ставят галочку напротив пункта «понравилось». К тому же более 72% убеждены в том, что они вернутся сюда.

Природа не терпит пустоты человека

Эксперты проекта считают, что своей хищнической хозяйственной деятельностью человек скоро уничтожит половину растений земли. Говорит Пол Траверс, медиадиректор «Эдема»: «Подумайте: если сегодня убрать всех людей с земли, завтра эти цветы будут счастливы. Возможно, они будут еще лучше расти без нас. А если убрать растения с планеты — мы, люди, умрем буквально через 12 часов. Давайте почитать за счастье жить вместе с ними, давайте уважать их». Даниэль Дефо еще на рубеже XVII и XVIII веков писал, что дурное употребление материальных благ часто является вернейшим путем к величайшим невзгодам. Но большинство из нас об этом до сих пор не задумывается.

Для того, чтобы учить людей, следует самому стать лучше. Вот почему работники «Эдема» все до одного вовлечены в реализацию экологических инициатив проекта. Каждый сотрудник ежедневно получает два пакета — оранжевый, для макулатуры, и белый, для прочих отходов. В них он принесет на работу скопившийся дома утиль, который позже будет переработан. В парке налажена целая система переработки отходов: бумага, органика, пластик, стекло, металлолом, текстиль. Здесь работают редкие высокооплачиваемые специалисты — сортировщики мусора. Разобранное продают ресайклинговым компаниям, выручая по 2 фунта стерлингов за килограмм. «Мы считаем, что для пользы дела все компании мира должны делать то же самое. Все, включая правительство, членов парламента должны получать мешки, чтобы хотя бы один раз передать мусор компетентным службам и осознать, что эта куча отходов станет полезными вещами. Нужно сделать нечто подобное один раз, а потом это войдет у людей в привычку»,— уверен Крис Хайнс, эколог проекта.

Работники парка делают все возможное, чтобы изменить отношение людей к окружающей среде. В «Эдеме» составлены множество образовательных программ, ведется работа с детьми и взрослыми. «Послушав рассказ нашего гида о том, что делают из картофеля и как трудно его растить, туристы настолько проникаются идеей охраны природы, что я себе такого даже представить не мог»,— удивляется главный смотритель средиземноморского биома Глен Лейшман. На путь истинный наставляют и «рублем»: входная плата для человека, приехавшего на велосипеде, снижается с 23 до 19 фунтов.

Задумались об этом создатели «Эдема» или нет, но, построив этот архитектурный и технологический шедевр, они в чем-то воплотили в жизнь старую легенду о рыцарях круглого стола. Их творение может объединить уже не сотни, а сотни тысяч человек, и сейчас проект благотворно влияет на умы множества людей. Сколько из них могут деятельно поспособствовать развитию человечества? Наверное, единицы. Однако, если кто-то, вдохновившись примером Бака Фуллера, станет трудиться во благо общества, то он уподобится славному рыцарю Круглого стола, отправившемуся на поиски Грааля не ради славы, а ради идеи всеобщего спасения. И тогда, может быть, грядущие поколения не окажутся перед необходимостью строить купола вокруг своих жилищ, чтобы защититься от плодов безответственности и невежества предков.

Поделитесь статьей
Подписывайтесь на наши каналы
Мы публикуем инвестиционные лайфхаки, новости рынка и анонсируем новые проекты.
Получайте свежие статьи по почте

Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю

Подписаться
    Я согласен с правилами обработки персональных данных и политикой конфиденциальности Tranio
    Готово!

    Менеджеры Tranio расскажут о недвижимости за рубежом
    Марина Филичкина
    Марина Филичкина
    Руководитель отдела продаж Tranio Таиланд, Европа
    8 (800) 333-10-85
    • Комиссия Tranio — 0 %
    • Помощь с ВНЖ
    • Беспроцентная рассрочка