Недвижимость за рубежом
Статьи

Незамеченный миллион и что ещё не учтено в данных о турпотоке Пхукета в 2023 году: аналитика от Tranio

395 просмотров · Обновлено
Туристы
Akhenaton Images / shutterstock

Одна из сложностей инвестиций в Таиланд — поиск подробной экономической статистики в разрезе регионов. Официальные ведомства публикуют на английском языке ключевые данные национального масштаба, но детали по конкретным рынкам приходится целенаправленно искать среди региональных отчётов на тайском.

Показатели отрасли туризма — один из важных факторов для инвесторов, рассматривающих покупку недвижимости в Таиланде. В этом материале мы рассмотрим динамику по международному турпотоку на Пхукете — одном из главных туристических центров в Юго-Восточной Азии. По разным оценкам, порядка 80% экономики провинции прямо или косвенно зависят от туризма. А для рынка недвижимости турист в большинстве случаев является конечным клиентом: покупателем, жильцом, арендатором.

Для того, чтобы установить реальный объём иностранных прибытий на Пхукет, нужно свести воедино несколько отдельных массивов данных: статистику Министерства туризма о прибытиях в масштабах всей страны, ежемесячные отчеты Иммиграционного бюро Пхукета, публикации корпорации Airports of Thailand (AOT) о пассажиропотоке в аэропорт.

Согласно подсчётам Tranio, реальный объём иностранных прибытий на Пхукет по итогам 2023 года составит порядка 4,9 млн человек, хотя Иммиграционное бюро формально зафиксирует лишь 3,8 млн. Прибывшие через Бангкок иностранцы пополняют общенациональную статистику, но в пхукетской не фиксируются.

Абсолютное число прибытий на Пхукет будет находиться на уровне 70% от показателя докризисного 2019 года, но важно понимать, что главная причина недобора — это отсутствующие групповые туристы из Китая с сильно ограниченной экономической активностью. Средний турист 2023 года тратит больше, чем средний отдыхающий четырехлетней или пятилетней давности.

Поскольку абсолютные показатели ещё не на максимуме, Пхукет имеет возможности и дальше наращивать «качественный» турпоток, что Туристическое управление Таиланда (ТАТ) называет одной из главных своих целей.

Несмотря на экстраординарный объём прибытий туристов из России и почти стопроцентную заполняемость доступных гостиниц в этот высокий сезон, на самом деле, мы пока ещё не достигли предыдущего пика прибытий в абсолютных числах.

Это позволяет нам уверенно смотреть в будущее и прогнозировать, насколько будут заполняться строящиеся сейчас объекты. Спрос на качественное жильё в топовых локациях будет усиливаться, этот тренд продолжится.

Де-факто, именно качественного предложения не хватает уже сейчас, поэтому цены на аренду в этот сезон такие высокие. То, что строится сейчас в этом сегменте, также будет пользоваться спросом.

Михаил Буланов Михаил Буланов Исполнительный директор Tranio

Минимум и максимумы турпотока

Основной и фактически единственный канал прибытия иностранных туристов на остров — это пхукетский аэропорт. Через провинцию Краби сейчас чартеры не летают, а на автобусах и личных авто Пхукет посещают тайские туристы, но не иностранные. Круизные лайнеры заходят на остров максимум на сутки, а частных яхт мало: их доля на уровне статистической погрешности. Поэтому почти 100% иностранцев прибывают через аэропорт — либо прямыми рейсами из-за рубежа, либо с пересадкой в Бангкоке.

Корень всех проблем с пхукетской статистикой — это именно непрямые прибытия. Значительная доля направляющегося на остров турпотока формально регистрируется как прибытия в Бангкок без учёта того, что человек делает после прохождения паспортного контроля по прилёту. Так было в 2022 году с 10-миллионным туристом, который получил подарки от правительства Таиланда в столице, а затем улетел на Пхукет.

Минимальный объём иностранного турпотока на Пхукет можно установить сравнительно легко и точно — это прямые прибытия из-за рубежа сразу на остров. С марта по октябрь включительно пхукетский офис Иммиграционного бюро публиковал ежемесячные данные по прохождению паспортного контроля пассажирами международных рейсов. Прибытия за период, когда отчётов нет, можно восстановить по базе Travellink и заявлениям официальных лиц, таким как цифры, которые озвучил 25 декабря 2023 года глава Иммиграционного бюро.

В прямых прибытиях учитываются иностранцы, прибывшие на Пхукет международными рейсами и прошедшие паспортный контроль на Пхукете. В этот объём не включены лица, прилетевшие в Бангкок и прошедшие иммиграционные процедуры в столице, но потом направившиеся на остров внутренними рейсами. Таким образом, цифра заниженная, но зато она максимально чистая — это именно туристы.

Прямые прибытия международными рейсами на Пхукет в 2023 году

Период

Все страны

Россия

6 месяцев

1 838 314

409 374

11 месяцев

3 356 233

694 400

12 месяцев (прогноз)

3 800 000

810 000

Источник: Иммиграционное бюро Пхукета

Общий объём иностранных прибытий в Таиланд (все города, острова, провинции) установить ещё легче. Суммарный показатель пересечения границ держателями иностранных паспортов ежемесячно публикует Министерство туризма, а в основе его вновь лежат данные Иммиграционного бюро, но уже общенациональные.

Именно этот показатель, включающий и туриста из России, и бизнесмена из Китая, и дальнобойщика из Малайзии, даёт в итоге те впечатляющие миллионы, которые выводят Таиланд на первые места в рейтингах самых посещаемых стран мира.

Именно так получились почти 40 млн иностранных прибытий в 2019 году и ожидаются почти 28 млн по итогам 2023 года.

Общие прибытия в Таиланд всеми видами транспорта в 2023 году

Период

Все страны

Россия

6 месяцев

12 914 691

791 574

11 месяцев

24 838 066

1 276 801

12 месяцев (прогноз)

27 700 000

1 470 000

Источник: Министерство туризма Таиланда (на основе данных Иммиграционного бюро Таиланда)

Если смотреть на цифры выше сами по себе, то Пхукет вовсе не выглядит главным и самым популярным тайским курортом — 3,8 млн прибытий от 27,7 млн — это всего 14%. Но важно понимать, что в случае с Пхукетом мы взяли самые чистые показатели прибытий, а в случае со всем Таиландом — самые грязные.

Для сравнения, в 2019 году, на пике туризма перед пандемией, Пхукет, по данным Иммиграционного бюро, напрямую принял 5,4 млн иностранцев, а весь Таиланд целиком — 39,9 млн. Доля острова тогда составляла порядка 13,5%.

Повторим, что в пхукетские 3,8 млн (или 5,4 млн четыре года назад) вообще не включён турпоток на остров через Бангкок, а в общенациональные 27,7 млн (или 39,9 млн) наоборот, включены все дальнобойщики, коробейники и прочие визитёры, не имеющие никакого отношения к туризму, но регулярно пересекающие границу и раздувающие статистику.

Вид на Самуи
Вид на Самуи Photos BrianScantlebury / shutterstock

Данные аэропорта Пхукета

Попробуем выяснить, сколько же человек прилетает на Пхукет, включая не только упомянутые выше международные рейсы, но и внутренние, которые в вышеприведённую статистику не попадают. Эти данные есть у госкорпорации Airports of Thailand (AoT), которая управляет пхукетским аэропортом и ещё пятью другими. Важно учитывать, что AoT фиксирует просто пассажиров, не отделяя тайцев от иностранцев. В связи с этим цифры пассажиропотока включают и иностранных туристов, и внутренних туристов, и тайских граждан, направляющихся на Пхукет по делам.

Внутренние и международные прибытия в аэропорт Пхукета в 2023 году

Период

Всего пассажиров

Международные рейсы

Внутренние рейсы

6 месяцев

3 466 429

1 886 688

1 579 741

11 месяцев

6 258 452

3 415 060

2 843 392

12 месяцев (прогноз)

7 030 000

3 890 000

3 140 000

Источник: Airports of Thailand, компания-оператор аэропорта Пхукета

Таким образом, аэропорт Пхукета должен по итогам года обеспечить 7 млн рейсов, что соответствует 70% от прибытий 2019 года, составлявших 10,6 млн в сумме.

Пхукет вышел на 70-процентный уровень восстановления турпотока примерно к июню 2023 года, и ситуация с тех пор не изменилась, поскольку основная масса недостающих 30% — это организованные туристы из Китая.

По остальным рынкам восстановление плюс-минус произошло (по России с перебором, но некоторым другим странам — пока что с недобором).

О том, что средний турист из этих 70% выше по платёжеспособности, чем средний турист из 2019 года, уже сказано немало (см. в статье Tranio).

Регистрация иностранцев по месту пребывания

В отличие от тайских граждан, все прибывающие на Пхукет иностранцы должны быть зарегистрированы по месту пребывания, будь то отель, квартира приятеля-экспата или взятая в краткосрочную аренду вилла.

В 2023 году Иммиграционное бюро Пхукета посвятило немало времени и сил тому, чтобы заставить владельцев жилья и менеджеров отелей регистрировать всех своих иностранных жильцов. Данные по числу регистраций доступны только за март-октябрь, но и в таком виде они достаточно цельные, чтобы их можно было использовать как один из ориентиров, указывающих на реальный турпоток на Пхукет в сравнении с явно заниженными прямыми прибытиями.

При этом на сразу сделать оговорку, что это именно ориентир. Чистоту статистики по регистрациям размывают несколько факторов: 1) до сих пор не все лендлорды регистрируют своих жильцов; 2) живущие на Пхукете экспаты также обязаны регистрироваться; 3) кампания по контролю за регистрацией шла в 2023 году с разной интенсивностью; 4) в сентябре Иммиграционное бюро произвело сброс системы регистрации, обнулив базу.

Аэропорт Бангкока
Аэропорт Бангкока suttirat wiriyanon / shutterstock

Впрочем, с любыми поправками медианное значение регистраций за период с марта по октябрь 2023 составляет 130% от зарегистрированных в соответствующий месяц прямых зарубежных прибытий. К примеру, в июне Иммиграционное бюро Пхукета зафиксировало 248 тыс. прохождений паспортного контроля в аэропорту и 334 тыс. регистраций по месту проживания.

Аналогичное расхождение на уровне 30% наблюдается и в другие месяцы. Но что не менее важно, это число соответствует звучавшим в течение года заявлениям разных игроков отрасли о том, что на каждые 100 прямых зарубежных прибытий еще 20-30 дают рейсы через Бангкок с прохождением паспортного контроля в столице.

Если применить этот принцип ко всей статистике, то получаются следующие цифры иностранного турпотока на Пхукет прямыми рейсами и через Бангкок.

Зарубежные прибытия на Пхукет в 2023 году, включая рейсы через Бангкок

Период

Все страны

Россия

6 месяцев

2 389 808

532 186

11 месяцев

4 363 102

902 720

12 месяцев (прогноз)

4 940 000

1 053 000

Источник: Иммиграционное бюро Пхукета (*подсчёт с поправкой на регистрации по месту пребывания)

Если наша оценка верна, то в 2023 году можно обозначить следующие характерные тренды:

  1. Соотношение иностранцев и тайцев в пассажиропотоке в аэропорт Пхукета — примерно 5:2. На борту среднестатистического внутреннего рейса на Пхукет летит 1 иностранец на каждых 2 тайцев. Остров остаётся иностранным курортом, несмотря на всё желание властей диверсифицировать туризм и наращивать внутренний спрос.
  2. Степень восстановление зарубежного турпотока на Пхукете по состоянию на конец 2023 года — 70% от доковидного максимума (поправка на регистрации тут невозможна). Главная причина недобора — отсутствие организованных тургрупп и Китая. Для рынка аренды курортной недвижимости эти туристы всё равно не были клиентами, хотя стимулировали общий рост экономики тем, что для их обслуживания создавались рабочие места.
  3. Реальный объём иностранных прибытий на Пхукет по итогам 2023 года составит порядка 4,9 млн человек, хотя Иммиграционное бюро формально зафиксирует лишь 3,8 млн. Прибывшие через Бангкок иностранцы пополнят общенациональную и бангкокскую статистику, но в пхукетскую не попадут. Это же применимо и к россиянам: официальные цифры будут заниженными, поскольку многих граждан РФ посчитали как прибывших в Бангкок, хотя на деле они отдыхали на Пхукете.
  4. Российский пассажиропоток в национальном масштабе вышел на уровни 2018-2019 годов, хотя не достиг пиковых показателей 2013-2014 годов. Однако на Пхукете наблюдается именно рекорд: остров в 2023 году принимал как минимум половину от всего российского турпотока в Таиланд, а если правило о дополнительных 30% через Бангкок верно, то и две трети. Уверенности в этом нет, но нельзя исключать, что на Пхукете в 2023 году впервые побывали более 1 млн россиян.
Поделитесь статьей
Подписывайтесь на наши каналы
Мы публикуем инвестиционные лайфхаки, новости рынка и анонсируем новые проекты.
Получайте свежие статьи по почте

Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю

Подписаться
    Я согласен с правилами обработки персональных данных и политикой конфиденциальности Tranio
    Готово!

    Менеджеры Tranio расскажут о недвижимости за рубежом
    Дмитрий Смирнов
    Менеджер по продаже недвижимости за рубежом
    8 (800) 333-10-85
    • Комиссия Tranio — 0 %
    • Помощь с ВНЖ
    • Беспроцентная рассрочка