Мастер-план Dubai 2040: планы развития эмирата и точки роста к 2040 году
Дубай всегда был одним из самых гибких и проактивных рынков, правительство которого не только быстро реагировало на изменения, но и создавало условия для инноваций. Мастер-план Dubai 2040, который представили ещё в 2021 году, стал продолжением этой политики и видением градостроителей, каким будет развитие инфраструктуры и городской среды в ближайшие 20 лет.
План даёт ключ к пониманию, куда будет двигаться рынок недвижимости в эмирате в долгосрочной перспективе: где искать точки роста, какой вектор Дубай задаёт массовому спросу и какие районы будут наиболее перспективными в ближайшие годы.
Рост численности населения и запрос на доступность
В 2024 году в эмирате живёт около 3,8 млн человек, при этом вопрос доступности городской среды уже сейчас стоит остро: большинство районов спроектировано под владельцев автомобилей — передвигаться по городу без машины дорого (такси) и неудобно (общественный транспорт).
К 2030 году Дубай планирует достичь 4,6 млн постоянных жителей, к 2040-му — уже 5,8 млн.
Концентрация населения распределена по эмирату неравномерно, а ключевые деловые и жилые центры сильно отделены друг от друга.
Маршрут | Время в пути |
Dubai Marina — Downtown Dubai | 20–45 мин. |
JVC — DIFC | 22–45 мин. |
Dubai Hills — Business Bay | 18–30 мин. |
City Walk — Dubai Internet City | 16–26 мин. |
Al Barsha South — DIFC | 28–50 мин. |
Решение — увеличить плотность застройки, создать промежуточные центры деловой и производственной активности, соединив их сетью общественного транспорта так, чтобы дорога до места работы занимала около 15–20 минут.
Концепция «20-минутного города» в плане градостроителей — это не столько про удобное расположение, сколько про новый подход к городской среде.
Время в пути | Точки на карте |
5 минут пешком | Парк, повседневный ритейл, полиция, мечеть |
10 минут на велосипеде | Детский сад, клиника, начальная школа, ТЦ |
15 минут на автобусе | Место работы, средняя школа, поликлиника, коворкинг, молл |
20 минут на автобусе | Общественный центр, госпиталь, большой молл, парк, офис |
Основные принципы «20-минутного города»:
- Интеграция районов и инфраструктуры: сетка городских, районных и микрорайонных центров, где сосредоточены жильё, работа, магазины и общественные пространства.
- Устойчивая мобильность: велодорожки, пешеходные маршруты, продуманная система теневых зон, делающая передвижение комфортным даже летом, развитый общественный транспорт — всё должно обеспечивать доступ к ключевым точкам города максимум за полчаса.
- Улицы и общественные пространства создаются для пешеходов, а за счёт смешанной застройки жильё, магазины и досуговые объекты сосредоточены в одном месте.
- Снижение зависимости от машин должно уменьшить выбросы углекислого газа и улучшить качество воздуха.
Рост не вширь, а вглубь
Стереотип, что новый девелопмент будет уходить в пустыню, правдив лишь отчасти. Да, эмират планирует выводить индустриальные, логистические, технологические кластеры дальше от береговой линии, однако земельный фонд будет ограничен природоохранной зоной.
Складывается ситуация, когда эмират оказывается заперт в том фонде земли, который есть на данный момент: с севера его зажимает Шарджа, с юга — Абу-Даби, с юго-востока — заповедная зона.
Из 4 тыс. кв. км метрополии только 1,5 тыс. кв. км отводится на городскую зону.
Выход — уплотнять застройку внутри существующих центров. Если в 2020 году плотность населения составляла 2500 человек на кв. км, то к 2040 году показатель достигнет 4200 человек на кв. км. Вместо того чтобы расширяться в сельские и пригородные зоны, город сосредоточится на редевелопменте и освоении неиспользуемых участков внутри уже существующей застройки.
Какие районы станут новыми центрами?
Помимо привычных Downtown, Business Bay, Dubai Marina, Dubai Media City и JLT, Дубай планирует развивать:
- Al Barsha South и Arjan;
- Expo City Dubai;
- Dubai Silicon Oasis;
- Dubai Land Residence Complex;
- Deira (районы рядом с Dubai Maritime City);
- Hessyan 1 (район под Palm Jebel Ali).
Остров невезения: сможет ли Palm Jebel Ali стать значимой точкой на карте Дубая
Отдельного внимания заслуживает один из самых скандальных долгостроев эмирата — Palm Jebel Ali, который, согласно мастер-плану Dubai 2040, вновь рискует остаться на задворках агломерации Дубая.
История Palm Jebel Ali
Насыпные работы на Palm Jebel Ali начались в октябре 2002 года и завершились спустя 4 года.
Начало строительства инфраструктуры совпало с мировым финансовым кризисом 2007–2008 гг. и сопутствующим кризисом рынка недвижимости Дубая.
За 2 месяца цены на недвижимость на Пальме упали на 40–60%, и девелопмент решили заморозить. В 2009 году застройщик Nakheel предложил инвесторам юниты в других проектах, и только в 2011 году он начал процедуру возврата средств.
По словам инвесторов, им было предложено обменять свои средства на долю в другом девелопменте или же получить полный возврат в 2015 году.
В 2023 году Nakheel объявил о планах разморозить проект и сдать первые юниты в 2027 году.
Почему мастер-план Дубая оставляет Пальму Джебель Али на задворках эмирата?
Palm Jebel Ali отсечена от других районов Дубая логистической зоной размером с треть всей жилой агломерации Дубая, портом, нефтеперерабатывающими заводами и терминалами контейнеров.
Пальма не встраивается в систему органичного сообщения между районами. На карте, представленной в плане, она остаётся без соединения с «материковой» частью эмирата — работники и жители логистического кластера не станут целевой аудиторией туристической инфраструктуры, а жители основной агломерации выберут альтернативные рекреационные центры.
Уже сейчас на юго-западе от новой Пальмы действует несколько резортов, популярных у местных жителей, в районе Ghantout эмирата Абу-Даби, а на рынок аренды выходят новые комьюнити вроде Ohana by the Sea.
По трассе Е11 путь туда от Dubai Marina займёт те же 30 минут, что и до новой Пальмы.
При наличии адекватных альтернатив по цене, качеству и инфраструктуре как в самом Дубае, так и в соседних эмиратах, недвижимости на Palm Jebel Ali будет тяжело соревноваться за свой сегмент арендаторов и собственников.
Вероятно, у мастер-застройщика Nakheel есть видение и план, как компенсировать перечисленные недостатки — сильные драйверы спроса и уникальные предложения, которые поменяют представление о мегапроекте и найдут конечного пользователя.
Пока они не заявлены, новая Пальма рискует стать обделённым вниманием градостроителей мегапроектом без устойчивого спроса со множеством инфраструктурных упущений.
Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю
- Золотая виза ОАЭ: что даёт, как получить в Дубае в 2024 году
- Гражданство Турции за инвестиции в недвижимость для россиян в 2024 году
- Резидентская виза в Дубае, ОАЭ: как получить, что даёт в 2024 году
- ВНЖ в Турции при покупке недвижимости в 2024 году
- Как получить ПМЖ на Кипре при покупке недвижимости в 2024 году
Покупка жилье в Марбелье, Испания
Покупка недвижимости в Малаге, Испания
Продажа жилья в Барселоне, Испания
Купить жилая недвижимость в Алгарве
Быстрее, выше, сильнее: спрос на недвижимость Дубая в октябре 2024 года
Туристический сезон 2024–2025 года на Пхукете. Тренды, возможности, подводные камни
Инвестиции в фонды уже доступны для участия в программе «золотой визы» Венгрии
Кейс Tranio: оформление ВНЖ Франции для финансово независимых лиц