Недвижимость за рубежом
Статьи

Модерн вчера и сегодня: история зарубежной недвижимости

573 просмотра · Обновлено

Модерн или ар-нуво — художественное направление в архитектуре и других сферах искусства, получившее распространение в Европе в 1890–1910-е годы. Основной концепцией модерна стал отказ от прямых линий и углов в пользу естественных форм и «природных» линий. В строительстве широко использовались стекло и металл. Внимание уделялось как проектированию фасадов, нередко с обилием декоративных элементов, так и оформлению интерьеров.

Наибольшее распространение модерн получил в Австрии, Бельгии, Германии, Голландии, Испании, Латвии и Чехии. Примечательно, что австрийцы называют этот стиль «сецессион» (дословно — «отщепенство»), а немцы, бельгийцы и латыши — «югендстиль» (дословно — «молодёжный стиль»). Среди представителей европейского модерна выделяют таких архитекторов, как Виктор Орта, Эктор Гимар, Антонио Гауди, Отто Вагнер, Михаил Эйзенштейн. Многие творения этих художников получили статус памятников архитектуры.

Яркими примерами модерна в России могут служить Дом книги в Санкт-Петербурге и гостиница «Метрополь» в Москве. Среди всемирно известных строений можно назвать Церковь Святого Семейства и дом Бальо в Барселоне.

Большинство домов в стиле модерн украшают улицы европейских городов уже более 100 лет. Муниципальные власти следят за состоянием этих зданий, потому что они привлекают туристов и искусствоведов со всего света. Например, югендстиль стал визитной карточкой Риги, где на одной только улице Альберта находятся восемь домов, спроектированных Эйзенштейном.

Дом Лео Морера (Барселона, Испания)

Дом Лео Морера (Casa Lleó Morera) — жилое здание в Барселоне, шедевр каталонского модерна. Расцвет этого архитектурного направления начался в городе на рубеже XIX и XX веков. Тогда старинная Барселона с памятниками Средневековья сполна ощутила влияние промышленной революции. Представители стремительно растущего и богатеющего буржуазного класса соревновались в архитектурных изысках своих домов.

Недвижимость в Барселоне

Так, обычное жилое здание, построенное в 1864 году для семьи фабриканта Морера, в 1902 году подвергнулось масштабной реконструкции. Стараниями прославленного архитектора Луиса Доменека-и-Монтанера фасад дома превратился в произведение искусства. На стенах появились лепные орнаменты с геральдическими и растительными мотивами. Большие окна разделили пилястрами, по периметру здания добавили мраморные колонны. Архитектурный ансамбль дополнился застеклённой ротондой и небольшими балконами с фигурными балясинами, а на крыше установили изящную башенку.

В оформлении фасада принимал участие скульптор Эусеби Арнау. На боковых окнах он разместил скульптуры четырех девушек, каждая из которых держит в руках по одному из технических достижений того времени: фотоаппарат, телефон, фонограф и лампу накаливания. Заказчик проекта не дожил до завершения реконструкции, и работу принимал его сын Альберт Лео-и-Морера. Чтобы увековечить своё имя, он распорядился добавить в украшение фасада изображения львов (Lleo) и ветви тутовых деревьев (Morera). Сейчас дом принадлежит семье Нуньес-и-Наварро.

Отель-Тассель (Брюссель, Бельгия)

Отель-Тассель (Hôtel Tassel) — дом в Брюсселе, построенный в 1894 году по заказу бельгийского ученого Эмиля Тасселя. Архитектор здания — Виктор Орта; вместе с другими его творениями, включая его собственный дом и мастерскую, Отель-Тассель с 2000 года занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В планировке здания Виктор Орта отошёл от традиционной схемы, характерной для большинства бельгийских домов того времени, в том числе и тех, которые он строил сам. Отель-Тассель состоит из трёх частей. Два здания с обычной планировкой, построенные из кирпича и природного камня, располагались одно со стороны улицы, другое — ближе к саду. Орта построил между ними связующую конструкцию: стальной каркас, облицованный стеклянными панелями и увенчанный прозрачной крышей, пропускавшей дневной свет. Также в этой части дома установлены красивые витые лестницы.

Недвижимость в Брюсселе

В работе над отелем Орта раскрыл себя как дизайнер интерьеров. Он продумал каждую деталь внутреннего убранства: от дверных ручек и оконных рам до витражей и напольной мозаики. Архитектору удалось реализовать роскошное оформление внутренних помещений, которое гармонично сочеталось с общей архитектурной концепцией дома.

Строительство «Тасселя» стоило недёшево, и только очень состоятельные буржуа могли позволить себе такое жильё. Поэтому подобные архитектурные новшества мало применялись в других зданиях Брюсселя, построенных в стиле модерн.

Дом «Сецессиона» (Вена, Австрия)

Дом «Сецессиона» в Вене (Wiener Secessionsgebäude) — выставочный павильон, построенный в 1897–1898 для одноименной художественной организации. Дом, спроектированный Йозефом Марией Ольбрихом,— один из наиболее значимых архитектурных памятников австрийского модерна. Здание часто называют просто «Сецессионом», а его фасад изображен на реверсе австрийской монеты достоинством в 50 евро-центов.

Недвижимость в Вене

Здание с угловатыми формами увенчано позолоченным куполом, который за свою причудливую форму получил прозвище «капустный кочан». Во внешней отделке объекта преобладают растительные элементы в виде лиственных орнаментов и древесных стволов. На фасаде красуется золотая надпись: «Времени — его искусство, искусству — его свободу». Это девиз художников, основавших объединение «Сецессион». Его члены и последователи выступали против консерватизма в творчестве. Второй девиз, размещённый у входной двери,— Ver Sacrum («Весна священная») — намекает на чаяния творческой элиты относительно нового расцвета искусства.

Элементы декора в доме «Сецессиона» были выполнены разными художниками. Например, три совы на боковой стене — работа Мозера Коломана, а головы Горгоны на входной двери изготовил скульптор Отмар Шимковитц.

Дворец изящных искусств (Мехико, Мексика)

Дворец изящных искусств (Palacio de Bellas Artes) — оперный театр в Мехико, облицованный белым каррарским мрамором. Строительство дворца началось в 1904 году, однако реализацию проекта пришлось отложить. Сначала почва оказалась слишком мягкой, чтобы выдержать исполинское сооружение. Потом к 1913 году в Мексике началась революция, и архитектор Адамо Боари уехал на родину в Италию. И только к 1934 году под руководством мексиканского архитектора дворец удалось достроить.

В наружной отделке здания преобладает стиль модерн с элементами неоклассицизма, в интерьерах — ар-деко. Фасад украшают фигурки херувимов, бронзовые маскароны повелителей водной стихии, а также каменные изваяния, посвящённые музыке и вдохновению. В центральной части крыши, выполненной из хрусталя, изображён Аполлон в окружении муз. При входе во дворец установлены аллегорические скульптуры «Гармония», «Боль», «Гнев», «Счастье», «Мир» и «Любовь».

Недвижимость в Мехико

Среди фресок, украшавших стены здания на момент его открытия, примечательна работа Диего Ривьеры «Человек на распутье» (El Hombre En El Cruce de Caminos). Полотно условно разделено на две части: в одной изображён мир капитализма, в другой — мир коммунизма. Между ними — человек, управляющий гигантской машиной, которая высасывает богатства земных недр и питает ими фабрики, принадлежащие капиталистам. Одним из богачей, представленных на фреске не в самом лучшем свете, оказался Джон Дэвисон Рокфеллер. Недовольная семья миллиардера уничтожила фреску, однако Ривьера создал её заново в другом здании.

Доходный дом Богуславского (Рига, Латвия)

Доходный дом Богуславского на улице Альберта в Риге был спроектирован архитектором Михаилом Эйзеншетейном и построен в 1906 году. Главная отличительная особенность здания — ложный этаж. Добавляя этот элемент, зодчий преследовал цель выровнять дом по высоте с соседними зданиями. Это также позволило «выиграть» дополнительное пространство для размещения декоративных конструкций.

Вход в здание украшают скульптуры двух женщин с факелами в руках и каменные изваяния двух сфинксов. Изображения мифических существ сделал маленький сын архитектора Сергей Эйзенштейн, который впоследствии стал знаменитым режиссёром. Верхние четыре этажа архитектор посвятил природным стихиям. Элементом, символизирующим огонь, стали колонны, облицованные ярко-красной плиткой, которая контрастирует с серым фасадом здания.

Недвижимость в Риге

В начале XX века в доме проживал Исайя Берлин, основатель современной либеральной политической философии. С 1916 по 1930 в доме находилась школа акушеров и родильное отделение.

В Риге по проектам Эйзенштейна были построены 19 домов, из которых 11 имеют архитектурную ценность. Все эти объекты объединяет богатое внешнее убранство и типовые внутренние планировки, за что работы архитектора не раз подвергались критике. Ещё одна особенность творений Эйзенштейна — обилие женских скульптур в оформлении фасадов. В этих образах каменных красавиц современники нередко усматривали сходство с оперными певицами. Михаил Осипович питал слабость к театру, любил пышные обеды, водил дружбу с депутатами Рижской думы и богатыми промышленниками. Также он преуспел на политическом поприще, дослужившись до чина действительного статского советника.

Максим Любимов, Tranio.Ru

Поделитесь статьей

Оцените статью

Подписывайтесь на наши каналы
Мы публикуем инвестиционные лайфхаки, новости рынка и анонсируем новые проекты.
Получайте свежие статьи по почте

Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю

Подписаться
    Я согласен с правилами обработки персональных данных и политикой конфиденциальности Tranio
    Готово!

    Менеджеры Tranio расскажут о недвижимости за рубежом
    Евгения Сураева
    Евгения Сураева
    Руководитель колл-центра Tranio
    8 (800) 333-10-85
    • Помощь с ВНЖ
    • Беспроцентная рассрочка