Утомлённые юанем: куда идут китайские инвесторы после августовской девальвации
Девальвация юаня этим летом стала очередным тревожным сигналом для китайских инвесторов, которые усилили и без того значительный отток капитала за рубеж, а неоднозначная ситуация в мировой экономике заставила их обратить взоры на новые рынки недвижимости.
11 августа 2015 Народный банк Китая объявил о девальвации юаня. Китайский регулятор снизил курс национальной валюты на 1,86%. Официальный курс юаня — ориентир, относительно которого стоимость национальной валюты может свободно колебаться в пределах 2% без вмешательства Народного банка. После снижения официального курса юань подешевел на 1,9% по отношению к американскому доллару.
В официальном заявлении Народного банка Китая решение правления объясняется так: «Американский доллар укрепляется, а евро и японская йена слабеют. Это оказывает давление на развивающиеся рынки и товарные потоки. Усиливается волатильность в мировом движении капитала. Такая ситуация создает новые вызовы. Китай стремится поддерживать высокий профицит внешней торговли, поэтому было принято решение привести курс юаня в соответствие с рыночными условиями».
Дракон выдыхается
Девальвация юаня, предпринятая Народным банком, вызвала самое резкое падение китайской национальной валюты с 1994 года, когда она сразу подешевела на 33%.
На решение регулятора повлияло ряд факторов. В июле 2015 экспорт обвалился на 8,1% по отношению к аналогичному периоду 2014 года. Для ориентированной на экспорт китайской экономики это тревожный сигнал, демонстрирующий падение спроса в США, Евросоюзе и Японии, т. е. на основных рынках сбыта китайских товаров.
Одновременно со снижением экспорта в конце июля – начале августа произошел обвал на китайском фондовом рынке: за три недели индекс Shanghai Composite упал на 30%, и акции китайских компаний на фондовом рынке подешевели в сумме на 4 трлн долларов.
Эти неприятности произошли на фоне замедления роста китайской экономики, наблюдаемого с 2010 года. В последние два года эта тенденция проявилась ярче: с января 2014 года по июль 2015 темпы роста ВВП снизились с 7,6% до 6,9%.
Таким образом, в условиях экономического спада китайские власти пошли на снижение стоимости национальной валюты для удешевления экспорта — ключевой составляющей китайского благополучия.
Решение Народного банка Китая также могло стать очередным «залпом» валютной войны: снижение курса юаня по отношению к доллару позволяет Китаю получать выгоды в торговле с США, что неоднократно критиковалось Вашингтоном, который считает, что юань должен стоить дороже. За несколько дней до девальвации МВФ отказался признать юань резервной валютой наряду с американским долларом, японской йеной, британским фунтом и евро. Не исключено, что незначительная девальвация было демонстративной акцией.
Реакция инвесторов
В отличие от существенного удешевления рубля, которое, помимо прочего, сразу отразилось на покупках зарубежной недвижимости россиянами, девальвация юаня не столь значительна, чтобы серьезно повлиять на покупательную способность китайских инвесторов.
Нынешний курс (6,41 юаня за доллар) примерно равен курсу середины 2012 года (6,39). Колебания китайской валюты в этих пределах не стали препятствием для инвесторов, которые за последние четыре года на 72% увеличили инвестиции в заграничную коммерческую недвижимость. Наоборот, стоит ожидать, что девальвация будет способствовать росту спроса на зарубежную недвижимость: богатые китайцы выводят деньги из КНР и вкладывают их в страны с менее тревожной ситуацией в экономике. К тому же, Народный банк Китая не скрывает, что в дальнейшем будет проводить «рыночно ориентированную политику установления официального курса», поэтому дальнейшая девальвация возможна, а вслед за ней неизбежен отток капитала.
По данным Государственного казначейства США в августе 2015 года отток капитала из Китая достиг 200 млрд долларов, тогда как в первой половине 2014 года он составлял всего 26 млрд долларов. Учитывая тот факт, что по данным агентства Hurun, изучающего богатейших инвесторов из КНР, 98% сверхбогатых китайцев считают самыми надежными вложением валютные депозиты и недвижимость, нетрудно догадаться, что большая часть китайского капитала хлынет в заграничные рынки недвижимости.
Смена курса
В связи с очередной волной оттока капитала рынки недвижимости США и Великобритании уже приготовились получить новую порцию денег из Поднебесной.
Китайские страховые фонды и инвестиционные компании доминируют как иностранные покупатели коммерческой недвижимости США, особенно
Тем не менее, не все богатые китайцы считают, что нужно продолжать вливать деньги в зарубежную недвижимость. Генеральный директор крупнейшего китайского девелопера коммерческой недвижимости Soho China Чжан Синь (Zhang Xin) заявила: «Сегодня цены слишком высокие, поэтому я бы не инвестировала в недвижимость крупнейших городов мира».
Чжан Синь также отметила, что, по её мнению, цены на недвижимость растут «благодаря раз за разом повторяемой политике количественного смягчения» и что в сегодняшних условиях не повторила бы сделку по приобретению за 1,4 млрд долл. доли в General Motors Building
Не все китайские инвесторы столь радикальны в суждениях, как Чжан Синь, но многие из них ищут новые страны для инвестирования в недвижимость. Их не устраивают не только высокие цены в США, но и падение британского экспорта и высокая волатильность фунта, накладывающая дополнительные риски на инвестиции в недвижимость Великобритании.
Куда идут китайские деньги
Девальвация юаня вызвала сопоставимое падение (около 1%) валют других стран
Во второй половине 2015 года китайцы инвестировали в коммерческую недвижимость Австралии 1,6 млрд долларов. Это не удивительно: австралийский рынок недвижимости стал привлекателен для инвесторов из Китая благодаря падению австралийского доллара по отношению к юаню на 20% за последний год. К тому же, по сравнению с недвижимостью
Схожая ситуация наблюдается в Канаде: канадский доллар также отреагировал снижением примерно на 1% вслед за юанем, а за последний год, на фоне неблагоприятной обстановки в канадской экономике, он подешевел на 11% по отношению к китайской валюте. Китайские инвесторы решили извлечь из этой разницы выгоду, и в 2015 году агентства недвижимости Торонто зафиксировали двукратный рост продаж элитной недвижимости иностранцам.
Новым направлением для китайских покупателей недвижимости могут стать страны Средиземноморского региона. Индекс покупательной заинтересованности Juwai.com (Juwai.com Purchasing Intent Index), который подсчитывает компания Juwai.com, занимающаяся продажей зарубежной недвижимости китайским клиентам, показал значительный рост поисковых запросов, связанных с недвижимостью на юге Европы. За год индекс запросов на Кипре вырос на 451%, в Испании — на 395%, в Италии и Греции — на 325%, в Португалии — на 227%. «Китайские инвесторы ищут новые рынки недвижимости с потенциалом роста», — считает генеральный директор Juwai.com Эндрю Тэйлор (Andrew Taylor). Интерес китайцев к этим странам можно объяснить и возможностью получить ВНЖ в обмен на инвестиции.
Новую волну китайских инвесторов ожидают также рынок недвижимости России. Председатель
Валютный занавес
Власти Китая не собираются сложа руки наблюдать за оттоком капитала, начавшимся год назад и усугубленным девальвацией. Правительство КНР уже принимает меры, ограничивающие перевод и обналичивание денег китайскими гражданами за рубежом.
В конце сентября Государственное управление по валютному обмену позволило китайцам снимать не больше 8 тыс. долларов за рубежом до конца текущего года, а в 2016 — не более 15 тыс. долларов. Новые меры добавились к уже действующим ограничениям на вывоз валюты за рубеж (не более 50 тыс. долл. в год) и ежедневное снятие денег со счетов (не более 1,5 тыс. долл. в день).
Отказавшийся назвать себя риелтор из Китая в интервью изданию Australian Financial Review заявил, что ограничительные меры «сорвали
Тем не менее, едва ли ограничения китайских властей помогут остановить отток капитала. Ранее китайцы придумывали бесхитростные схемы обхода ограничений. Так, при желании семьи приобрести дом или квартиру за рубежом, все ее члены и друзья переводили максимально возможную сумму в 50 тыс. долларов и приобретали недвижимость вскладчину, а затем возвращали деньги друзьям на родине.
Что будет дальше?
Представитель Народного банка Китая подчеркнул, что девальвация юаня была обусловлена текущим экономическим положением страны, однако не исключил возможности снижения курса в будущем. Дальнейшая девальвация юаня может привести к усилению оттока капитала. Для глобального рынка недвижимости это будет означать:
- рост спроса китайских инвесторов на зарубежную недвижимость;
- ослабление спроса на дорогих рынках заграничной недвижимости (
Нью-Йорк , Лондон); - переориентация на рынки недвижимости с пока еще не раскрытым потенциалом роста (Южная Европа, Россия, Польша, Южная Корея);
- возможное изменение структуры спроса (при значительном падении юаня, некоторые группы покупателей предпочтут менее дорогую недвижимость).
Иван Чепижко, «Транио»
Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю
- Золотая виза ОАЭ: что даёт, как получить в Дубае в 2024 году
- Гражданство Турции за инвестиции в недвижимость для россиян в 2024 году
- Резидентская виза в Дубае, ОАЭ: как получить, что даёт в 2024 году
- ВНЖ в Турции при покупке недвижимости в 2024 году
- Как получить ПМЖ на Кипре при покупке недвижимости в 2024 году
Покупка недвижимости в Марбелье, Испания
Цены на жилую недвижимость в Барселоне
Купить жилая недвижимость на Мадейре, Португалия