«Рынок пора доставать из морозилки!»: президент aiGroup рассказывает о продажах зарубежной недвижимости в кризис
Компания aiGroup с 2003 года проводит в России выставки, посвященные зарубежной недвижимости. Нынешняя кризисная весна не стала исключением, хотя проблемы в российской экономике вынудили компанию Кима Ваддупа (Kim Waddoup) скорректировать планы. Мы встретились с главой aiGroup в первые минуты работы организованной его компанией Московской международной выставки недвижимости в ТВК «Тишинка», чтобы узнать, как его компания и рынок зарубежной недвижимости в целом переживают нынешние непростые времена.
— В конце 2014 года ваша компания сообщала, что несмотря на экономический спад в России, aiGroup наблюдает всплеск приобретений россиянами зарубежной недвижимости. Что происходит на рынке сейчас?
— В конце прошлого года всё казалось мрачным и безнадежным, наступал кризис. Но несмотря на это, мы видели, что покупатели недвижимости есть и они быстро заключают сделки. Сегодня уже понятно, что рынок просел — никаких сомнений в этом нет. Однако люди продолжают покупать заграничную недвижимость. К сожалению, у нас пока нет цифр, и мы не можем точно сказать, сколько тратят такие покупатели. По моим собственным подсчетам, объем рынка сократился примерно на 50%. Тем не менее с начала этого года, несмотря на множество трудностей, включая падение рубля, ситуация улучшается. Весна
— А как компания AiGroup переживает трудности?
— Как я сказал, мы в минусе процентов на пятьдесят, что ощутимо для
Как только в прошлом году начался спад, мы обратились к опыту кризисного управления, который накопили в прошлом, когда в российской экономике наступали трудности (а я работаю в России с 1992 года и многое повидал). На сегодняшний день никто из моих сотрудников не уволен, зарплаты не урезаны, мы продолжаем работать. Наша компания эффективна, поэтому мы выкарабкаемся. У нас хорошая репутация и нет долгов — это наши главные преимущества. Да, у нас больше нет очереди из желающих принять участие в выставках, но, как видите, в зале нет пустых стендов — все места проданы и в первом, и во втором павильоне.
— Помимо снижения количества продаж, какие ещё тенденции вы видите на рынке? Какие есть новости в этом сезоне?
— Не думаю, что на данный момент можно выделить
Из новостей отмечу, что к нам вернулись компании из Дубая — девелоперы оттуда не появлялись на наших выставках с 2008 года, а теперь они снова с нами.
Еще у меня есть ощущение, что на рынке существует отложенный спрос на недвижимость за рубежом: есть немало людей, которые еще полгода или год назад собирались приобрести жилье за границей, а когда начался кризис и шумиха в прессе, они сказали: «Пожалуй, мы подождем». Все, с кем я говорил прошлой осенью, утверждали: рынок заморожен, но он обязательно вернется в норму — рано или поздно. Тут как с сосисками: вот вы их положили в морозилку, а потом решили приготовить и съесть – нет проблем, надо только разморозить. Сегодня наступает тот момент, когда рынок пора доставать из морозилки. На этой выставке представлено около 150 компаний при том, что наш рекорд в последние годы был 212 компаний. Да, сокращение налицо, но оно не катастрофическое.
— Вы занимаетесь этим бизнесом в России уже более десяти лет. Расскажите о самых трудных и самых интересных моментах в эти годы?
— 2008 год был очень интересным, потому что это был не российский, а мировой кризис, который стал влиять на Россию. Тогда все отмечали, что проблема кроется в долгах Европы и Америки. Россия и люди, которые здесь работают, не задолжали так много. Именно в тот момент, когда международные выставки недвижимости в Великобритании, Германии, Скандинавии боролись за выживание и зачастую проигрывали, наш бизнес рос, а русские продолжали покупать! Тогда мы быстро восстановили потерянные позиции.
— Российский рынок зарубежной недвижимости с 2003 года изменился. Изменились ли вслед за ним цели и методы вашего бизнеса?
— Тогда, в 2003 году, все наши усилия были направлены на сектор элитной недвижимости и мы искали покупателей с очень большими деньгами.
Сегодня у нас есть «Яндекс» и другие
— Как изменился российский рынок зарубежной недвижимости с 2003 года? Вы организуете специальное мероприятие, посвященное недвижимости
— Российский рынок в 2003 году был привлекателен тем, что был очень специфичным и узким. В первое время к нам приходили люди, которых интересовала недвижимость стоимостью от 1 млн евро. На наших первых выставках болгарская недвижимость даже не была представлена. Затем русские стали приобретать значительно больше объектов недвижимости за рубежом, а средняя стоимость каждой продажи стала снижаться, то есть рынок рос не только вверх, но и вниз. Российский средний класс заявил о себе в последние десять лет. Сегодня не часто встретишь на улице «Жигули» — люди стали жить лучше, у них появились деньги.
Есть и еще одна штука: каждый раз, когда в России наступает зима, люди задаются вопросом: «Почему мы здесь живем?». Многие люди моего возраста спрашивают себя: «Где я буду жить, когда выйду на пенсию?» И отвечают сами себе: «Я не хочу все лето ковыряться на грядках. Не хочу махать лопатой пять месяцев в году, убирая снег. Поэтому на пенсии я буду жить
Сегодня мы наблюдаем снижение активности на болгарском направлении, потому что рынок подошел к точке насыщения — он просто не может больше расти
— Какие еще страны пользуются популярностью у россиян? Какая недвижимость и регионы стали больше привлекать россиян?
— Сохраняют популярность Турция, Испания, Черногория. Гораздо больше людей теперь ищут объекты недвижимости для инвестирования и покупают не дом или квартиру, а, скажем, гостиницу
— Какие у вас планы на ближайшие годы?
— Компенсировать потери. О росте мы пока не думаем. Мы будем очень внимательно слушать наших участников, чтобы понять, чего они хотят и что мы можем улучшить. Я не ожидаю
— Чтобы вы посоветовали инвестору, задумавшему вложить деньги в Россию?
— Из каждого кризиса Россия выходит окрепшей. Инвестировать в Россию непросто. Я сделал здесь несколько инвестиций, и ни одна из них не стала успешной — пока. Если вы собираетесь вкладывать деньги в Россию, убедитесь, что у вас хорошие советники, партнеры и юристы. Здесь другой мир, и вам понадобятся люди, которые действительно понимают, как и что здесь работает. В то же время, здесь появляются новые возможности. Благодаря санкциям, русские осознали: «Нам не нужен французский сыр, мы можем производить свой собственный. Наши продукты достойные, и мы в состоянии производить их больше». Вот где инвестор должен увидеть потенциал.
Артём Милованов, Tranio.com
Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю
- Золотая виза ОАЭ: что даёт, как получить в Дубае в 2024 году
- Гражданство Турции за инвестиции в недвижимость для россиян в 2024 году
- Резидентская виза в Дубае, ОАЭ: как получить, что даёт в 2024 году
- ВНЖ в Турции при покупке недвижимости в 2024 году
- Как получить ПМЖ на Кипре при покупке недвижимости в 2024 году
Продажа недвижимости в Барселоне
Жилая недвижимость в Алгарве, Португалия
Стоимость недвижимости на Мадейре
Инвестиции в недвижимость на Бали в 2024 году
1,5 месяца до возможного закрытия программы «золотой визы» в Испании
Как открыть банковский счёт россиянину в Турции в 2024 году
Быстрее, выше, сильнее: спрос на недвижимость Дубая в октябре 2024 года
Место под солнцем: почему россияне массово инвестируют в кипрскую недвижимость в 2024 году